понедельник, 26 марта 2012 г.

Отверженные дети. Как им помочь?


Отверженные дети. Как им помочь?


  
 Классные руководители в своей работе часто сталкиваются с одной очень неприятной и щекотливой проблемой: отверженные дети, которых не принимают в свой круг одноклассники.
   Есть дети, которые не могут наладить отношения с одноклассниками в течение всего времени обучения в школе. Но так бывает не часто. Некоторые сталкиваются с этой проблемой только в младших классах, другие - в старших, но наиболее остро она стоит у подростков шестых- восьмых классов.
   Гонимыми жестоко третируемыми становятся ребята с повышенной чувствительностью к тому, как относятся к ним окружающие. Каким бы делом они не занимались, главное для них- не работа и не результаты, а то, как реагируют на них те, кто рядом. Отличительной особенностью таких ребят является неадекватность их эмоциональных и поведенческих реакций в той или иной ситуации.
   Мотивы подростков, которые третируют свои жертвы, -это отрицательная реакция на этих детей, часто имеющая объективные основания.
   Но существует и другой мотив. Он связан скорее с возрастными и индивидуальными психологическими особенностями самих гонителей. Подростки стараются самоутвердиться, занять прочную позицию среди сверстников, найти свой стиль взаимодействия с ними.
   Как помочь учителю, столкнувшемуся с проблемой третируемых детей?
В большинстве случаев начинать следует с решительного пресечения провокационных действий в отношении « жертвы» со стороны других детей. Многие взрослые (и учителя, и родители) избегают это делать, полагая, что дети должны решать эти проблемы сами, памятуя, что обратившиеся за помощью к взрослым дети падают в глазах сверстников. Это верно лишь отчасти.           
   Во - первых, речь идёт о помощи тем, кому дальше «падать» некуда. Во- вторых, очевидно, что сам ребёнок исправить ситуацию не в состоянии. И, наконец, хотя взрослый не может добиться, чтобы этого ребёнка любили, но может и должен потребовать, чтобы в отношении него не допускалось слов и действий, унижающих человеческое достоинство.
   Опыт показывает, что решительное вмешательство вполне способно пресечь подобные проявления. В 6- м классе этого, как правило, добиться легко, в 8- м – приложив значительные усилия, привлекая администрацию школы, а иногда и милицию. Пресечь нежелательное поведение подростка легче вначале, когда оно только проявилось. Поэтому не стоит медлить.
   Защищая отверженного ребёнка, учитель защищает и свой педагогический авторитет.
Подростки,  третируя свою жертву, прекрасно понимают, что поступают плохо, что их действия выходят за рамки норм человеческого общения.  Если учитель никак не реагирует на это, значит, он слаб, и у него нет средств для изменения положения. С таким учителем можно не считаться, его слова можно игнорировать и в других ситуациях.
   Другое направление деятельности учителя - работа с третируемым подростком. Надо помочь ему адаптироваться в коллективе. Без этого проблему можно приглушить, но не снять. Учитель может, во- первых, скорректировать в пределах возможного те поведенческие и личностные особенности ребёнка, которые вызывают антипатию у окружающих. Во- вторых, обучить его правильно реагировать на негативное отношение к нему со стороны одноклассников. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребёнку осознать, что его защитное поведение выглядит в глазах других детей не очень привлекательно и что именно оно провоцирует нападки. Помочь подростку выбрать другие, более адекватные способы поведения. Необходимо стимулировать ребёнка опробовать новые образцы поведения в действии.
   Коррекция личностных особенностей ребёнка, которые вызывают неприязнь у одноклассников, - дело непростое. Необходимо решить - стоит ли этим заниматься вообще. Любая группа (особенно подростковая) стремится перекроить личность в соответствии со своими представлениями. Причём, чем она примитив нее, тем в меньшей степени допускается проявление индивидуальности, тем жёстче требования и одновременно примитив нее »идеал».     Поэтому слепое следование нормам группы, приспособление к ней личности не всегда желательно. Однако обсудить, что не нравится подросткам , какие их претензии справедливы, стоит. И в этом случае  надо прежде всего попросить подростка представить как его поступки выглядят со стороны? Как бы он отнёсся к ним, если бы так поступил кто- то другой? Возможно, от каких- то черт характера подросток не может отказаться. Необходимо объяснить ему, что за право остаться таким, какой он есть, придётся бороться. Необходимо поддерживать его. Человеку важно чувствовать, что он не одинок. В ходе общения с учеником необходимо скорректировать его отношения к сложившейся ситуации в сторону меньшей увлечённости. Ведь в большинстве случаев на травлю провоцирует именно чрезвычайно острая реакция подростка на отношение одноклассников. Как правило, такому подростку кажется, что дразнят и обижают только его.
Необходимо обратить его внимание на то, как общаются между собой остальные ребята. Возможно, что слова и поступки, которые ваш подопечный воспринимает как оскорбление, просто в данной группе - стиль поведения и совершаются они без намерения его обидеть, надо обсудить с ребёнком , стоит ли и стремиться к тому, чтобы нравиться всем людям вокруг. Помогите ему понять, что это нелегко и невозможно. Может быть, тогда он будет принимать чью- то отрицательную реакцию спокойнее.
   Установить причины неприятия ученика одноклассниками - только половина дела. Стоит попробовать завоевать их уважение и симпатию. Помогите ребёнку разобраться  какая деятельность особенно ценится в их среде, покажите  как добиться в ней успеха(конечно, если она не асоциальная).Необходим тесный контакт с родителями в работе в этом направлении. Без их помощи справиться с этой проблемой будет сложно.            


2 комментария:

  1. Cпасибо, что затронули эту проблему. Она действительно есть в школе и её решить очень трудно. Порой невозможно. Многие учителя её просто стараются не замечать. Статья очень полезная. Подумаю...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла Николаевна! Благодарна за отзывы.Рада общению.Заходите!

      Удалить