воскресенье, 18 марта 2012 г.

Внушённая беспомощность


     Внушённая беспомощность.

   Проблема получения молодёжью крепких знаний сейчас стоит в образовании очень остро, несмотря на обилие вариативных программ, инноваций, призванных, казалось бы, разбудить дремлющие в них способности. Но,  увы, воз, как говорится, остаётся и ныне там. Более того, как показывают различные замеры, общая грамотность учащихся в своей массе неуклонно падает. Это не может не беспокоить общественность. Не претендуя на глубокие обобщения, пытаюсь всё же высказать свою точку зрения на причины этого явления.
   Я работаю в системе высшего и среднего образования более двадцати лет. Каждый сентябрь наблюдаем  довольные, счастливые лица ребят, с огромным желанием приступающих к учёбе. Возможности и позиции у всех приблизительно одинаковые, преподаватели доброжелательны, никто не придирается, достоинства не унижают.
Но к концу года атмосфера приподнятости исчезает. В журнале могут появляться неуды. В чём дело?
Где кроется причина таких не успехов? Ведь содержание программы на первых порах было доступно всем? В том- то и дело. По мере усложнения изучаемых тем в классе начинается расслоение. Да, усиленная учёба связана со способностями ребёнка или подростка, с тем, как они развиты. Но беда то ещё и в том, что существует целый набор психологических факторов, которые могут тормозить их развитие.
   Один из них мы называем внушённой беспомощностью. Что это такое? Выполняет ученик задание, а у него не получается. Преподаватель же вместо того, чтобы подбодрить, объяснить, раздражённо восклицает: «Вечная с тобой морока,… ! »,или скажет ещё что- нибудь …, не принимая во внимание, что организация нервная системы у ребёнка не серийная- один боек, ему нравится показывать « на людях», а другой может думать только в спокойной обстановке, вызов к доске для него- экстремальная ситуация. Одна неудача, вторая, третья и получается закоренелый двоечник, «тупица».

На отрицательных эмоциях человек , тем более в детском возрасте, жить не может- формируется отвращение к школе, занятиям, обучению, знаниям вообще. Положение усугубляется, если ещё не воспитаны усидчивость, трудолюбие… . Путь ему в бесперспективные ученики, а затем и в «группу риска» проторен. Хотелось напомнить таким преподавателям заветы корифеев педагогики, отмечавших, что нет плохих учеников / если они, конечно, не имеют отклонений от нормы психической/, а есть нерадивые преподаватели. Ведь недаром из века в век переходит притча о ньютоне, которого учитель считал  не очень способным учеником.
   Уметь внушать веру в  способности ученика, студента, в его успех, не жалеть для этого повышенных усилий - одно из профессиональных требований к преподавателям. Очень внимательно и бережно надо относиться  к накопленным знаниям  ученика и исподволь их развивать.
Это как бег на длинные дистанции - рванёшь с максимальной скоростью со старта – к финишу придёшь последним . Преподавателям, если они действительно болеют за результаты своего труда, стоит почаще советоваться с психологом, брать на заметку, а потом «проигрывать « с ним все трудные случаи своей практики, больше интересоваться личностью ученика, его характером, семьёй. 
 
 Результаты не замедлят сказаться, и внушённая ему ранее беспомощность отступит.

 

 

 

Полезные программы

4 комментария:

  1. Согласна с Вами. Я в школе работаю уже более 30 лет. Эта проблема есть и там. Как внушить учителям, что если ребенок, что-то не понял, виноваты, отчасти , и учителя?. Никто с этим не соглашается. Все на детей пеняют. А мы ведь на то и учителя! Обидно, но иногда умные, хорошие дети остаются "за бортом" в результате вот этой внушенной беспомощности

    ОтветитьУдалить
  2. Благодарю за комментарий! Часто захожу к Вам в Ваш блог, рада сотрудничеству.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, мне тоже у Вас нравится. заходите.Буду очень рада

    ОтветитьУдалить