Радоница.Родительский день
Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
9-й день от Пасхи - родительский день, принято посещать кладбище и поминать умерших родственников.
Радоница - день особого поминовения усопших
Первоначально Радоницы (радоницы, тризны) - имена божеств, олицетворяющих почитание усопших, хранительниц душ умерших людей.
Радоницам и их подопечным приносили жертвы из обильных пиршеств и возлияний на погребальных курганах, чтобы еще не отлетевшая душа покойного могла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые.
Постепенно слово "тризна" стало обозначать поминки, а "радоница" - весеннее поминовение усопших.
Именно весеннее, потому что живые особенно старались задобрить покойников в пору расцвета природы, окончательного отступления зимы, поры мертвого сна всей земли.
Обычаи Радоницы
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души.
Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).
Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении Спасителя наши умершие.
Однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие.
И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!»
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.
Радоница.
24 апреля 2012 года в России отмечается Праздник - Радоница. Родительский день.
Родительский день – это память невзгодам,
Унесшим родных, это – память о них.
Они посвятили нам лучшие годы,
Любили, радели о нас – дорогих.
И нас согревали, себя не жалея.
И в нас растворялись их души, сердца.
Лишь их потеряв, мы душою болеем –
Себя мы корим – нет причинам конца.
Рисует нам память родные улыбки,
ДарИт эпизоды прожитых страниц.
И только теперь, словно золота слитки,
Мы ценим любовь, что была без границ.
А мы принимали всё это как данность –
Считали естественной эту любовь...
И только сейчас, осознав благодарность,
Всё вложим в детей. Повторится всё вновь.
Цветёт куст сирени над общей могилой...
Покрасив оградку, цветы принесём.
Хоть так дань воздав всем любимым и милым,
Себя успокоим, всплакнув обо всём.
(прислала Светлана Бакланова)
Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
9-й день от Пасхи - родительский день, принято посещать кладбище и поминать умерших родственников.
Радоница - день особого поминовения усопших
Первоначально Радоницы (радоницы, тризны) - имена божеств, олицетворяющих почитание усопших, хранительниц душ умерших людей.
Радоницам и их подопечным приносили жертвы из обильных пиршеств и возлияний на погребальных курганах, чтобы еще не отлетевшая душа покойного могла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые.
Постепенно слово "тризна" стало обозначать поминки, а "радоница" - весеннее поминовение усопших.
Именно весеннее, потому что живые особенно старались задобрить покойников в пору расцвета природы, окончательного отступления зимы, поры мертвого сна всей земли.
Обычаи Радоницы
Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души.
Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).
Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении Спасителя наши умершие.
Однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие.
И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!»
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.
История Радоницы
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.
Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами.
Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную.
Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".
"На Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут", то есть приступают к сельхозработам, посещают могилы и затем веселятся вечером.
Этот день давно стал светским Днем Памяти или Повиновения, в отличие Троицкой родительской субботы.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом.
Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения.
Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.
Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до 9-го дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается.
Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину.
Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью
|
|
|
|
|
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий